В такой последовательности
производилось исследование:
2. Систематизация материала
пункта №1, последовательной проработки стихов.
3. Создаем потрет Мудрого
праведника и Нечестивого глупца, согласно обработанному материалу №2.
А приводиться пункты будут в
обратном порядке.
3. Создаем портрет Мудрого
праведника и Нечестивого глупца, согласно обработанному материалу №2:
Праведник Мудр и Разумен,
Любит принимать наставление/ заповеди, через что Приобретает разум, Исполняет
наставление и будет Вознагражден. Он Воздержан в словах, Обдумывает ответ, не
торопится обещать или ручаться за кого-то, Знает, что уместно говорить. Речь
его хранит его, Выведет даже из беды. Он сообщает доброе знание и Мудрость,
Его слова Целебны для души и тела, как Чистая вод. Господу угодны его слова,
Он слушает его молитвы и Будет его другом. Он Терпелив, Хладнокровен, Держит
себя в руках, сдерживает свой гнев, поэтому он Лучше храброго или завоевателя
города. Он стремится не участвовать в ссорах, Кроткой речью отвращает гнев,
Утишает распрю, Склоняет к милости или к изменению точки зрения – Кроткий
язык – Дерево жизни. Он оставляет без внимания оскорбление, Прощает, потому
что ищет любви. Он Не сплетничает, а Его благословение созидает города.
|
Нечестивый глуп и порочен,
буен и насмешлив, Болтлив, Поспешно дает обещания, Говорит зло, Знает
порочное и развращенное, даже Отца и мать может злословить, За что потерпит
ущерб, Сам себя погубит, Не миновать ему беды, потому что Он не слушает
обличение и наставление, Думает, что прав только он, Не любит знание и не
хочет учиться, хочет только выпячивать свой ум; Отделяется и ищет прихоти. Он
Горд и высокомерен, Вспыльчив и гневлив, Своими резкими словами возбуждает
ярость и Рождает ссору, Разжигает ее вместо того, чтобы оставить в начале,
Речь его, как огонь. Он лжив и тяготеет к жестокости, Оправдывает виновного и
обвиняет невинного, Сплетничая, разлучает друзей, Производит злобу,
Напоминает о проступках, чем удаляет друга от себя; Может разрушить словом
целый город. Этим всем Он сокрушает свой дух, Много грешит, Презирает самого
себя, и будет понесет наказание. Ведь Далек Господь от злодеев, Даже мысли их
для Него – мерзость. Если уж помыслил он злое, лучше бы закрыл рот рукой,
Ведь кто говорит, не подумав, хуже глупца.
|
2. Систематизация материала
пункта №1, последовательной проработки стихов:
Мудрый:
-
не многословен 10:8,
-
принимает заповеди 10:8,
-
сдерживает уста 10:19,
-
оставляет без внимания оскорбление 12:16,
-
хранит свою жизнь 13:3,
-
речь его охраняет 14:3,
-
сообщает доброе знание 15:2,7,
-
воздержан в словах разумен 17:27,
-
хладнокровен 17:27,
-
разумная речь – драгоценность 20:15,
-
хранит себя 21:23,
|
Глупый:
-
болтлив 10:8,
-
сокрушится 10:8,
-
не миновать беды 10:19,
-
думает, что абсолютно прав, не слушает советы 12:15,
-
проявляет гнев, не медля 12:16,
-
себя погубит 13:3,
-
приносит ущерб 14:23,
-
сообщает глупость 15:2,7,
-
глупые слова – гибель 18:7,
-
поспешно давать обещание – сеть 20:25,
-
кто говорит, не подумав, хуже глупца 29:20,
|
Слушает
наставление
10:17,
-
любит наставление 12:1,
-
слушает совет 12:15,
-
слушает наставление 13:1,
-
чтущий наставление будет вознагражден 13:13,
-
мудрый принимает наставление 15:5,
-
приобретает разум 15:32,
|
Не слушает
обличение/ наставление 10:17,
-
невежда 12:1,
-
буйный/ насмешник не слушает упреков/ обличений 13:1,
-
сам себя губит 13:13,
-
гордый и глупый, речь его принесет ему наказание 14:3,
-
пренебрегает наставление 15:5,
-
погибнет 15:10,
-
презирает себя самого 15:32,
-
своенравный/ отделяет себя от других 18:1,
-
не любит знание, не хочет учиться, хочет только говорить свои мысли 18:2,
|
Праведник
говорит:
-
мудрость 10:31,
-
знает, что уместно 10:32,
-
благословение создает города 11:11,
-
выйдет из беды 12:13,
-
обдумывает ответ 15:28,
|
Порочный/
нечестивый:
-
язык отсечется 10:31,
-
знает порочное и развращенное 10:32,
-
разрушает словом 11:11,
-
поймается своими словами 12:13,
-
говорит зло 15:28,
|
Человек
насытится результатом общения 12:14, 18:20
-
вкусит добро 13:2
|
Человек
насытится результатом общения 12:14, 18:20
-
лживый/ ненадежный тяготеет к жестокости 13:2
|
Господь не
любит мысли злых, а слова добрых Ему угодны 15:26
-
слова добрых угодны 15:26,
-
слушает молитвы праведников 15:29,
|
Господь не
любит мысли злых, а слова добрых Ему угодны 15:26
-
Он далек от злодеев 15:29,
-
Господь не любит оправдание виновного и обвинение невинного 17:15, 25:18-19,
|
Мир/ совет
-мудрость
у советующихся 13:10,
-
отстать от ссоры, уважай нежелающих спорить 20:3,
|
Ссоры
-
гордость/ высокомерие рождает ссоры 13:10,
-
вспыльчивый / гневливый ссорится 13:10,
-
негодяй сеет ссору, речь его, как огонь 16:27,
-
коварный сеет раздор 16:28,
-
сплетник разлучает друзей 16:28,
-
начало ссоры, как прорыв воды, остановись в начале 17:14,
-
глупый идет на ссору 18:6,
-
обиженного друга тяжело вернуть 18:19,
|
Лекарство/
драгоценность:
-
приятные слова целебны для души и тела 16:24,
-
слова мудрого, как чистая вода 18:4,
-
царь будет другом, если ты говоришь честно и приятно 22:11,
-
слово сказанное вовремя – драгоценность 25:11,
|
Яд/ злословие:
-
злословящий отца/ мать, светильник того угаснет,
|
Терпеливый/
кротость:
-
разумен 14:29,
-
кроткий ответ отвращает гнев 15:1,
-
кроткий/ умиротворяющий язык – дерево жизни 15:4,
-
утишает распрю 15:18,
-
лучше храброго и завоевателя города 16:32,
-
благоразумие делает медленным на гнев 19:11,
-
кротким/ спокойным разговором можно склонить к милости/ изменить точку зрения
25:15,
-
мудрый держит себя в руках/ сдерживает гнев свой 29:11,
|
Гневливый:
-
глуп 14:29,
-
оскорбительное/ резкое слово возбуждает ярость 15:1,
-
необузданный сокрушает дух 15:4,
-
рождает ссору 15:18,
-
сердится легко, гнев изливает 29:11,
-
заводит ссору 29:22,
-
вспыльчивый много грешит 29:22,
Если
по глупости помылил злое, закрой рот рукой/ молчи 30:32-33,
|
Прощает:
-
мудрый 13:16,
-
ищет любви 17:9,
-
благоразумие помогает прощать людей 19:11,
|
Напоминающий о
проступке:
-
удаляет друга 17:9,
|
Сплетни:
-
нравятся людям 18:8,
-
разлучают друзей 16:28,
-
сплетник не заслуживает доверия, не будь другом болтуну 20:19,
-
производят злобу 25:23,
|
1. Последовательная проработка
всех стихов, где говорится о использовании речи/ слов:
Синодальный
перевод стиха:
|
Добавление
значений некоторых слов из др.переводов:
|
Вывод:
|
8
Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнется.
(Прит.10:8)
|
Мудрый
не многословен, а глупый болтлив, поэтому потерпит крушение.
Мудрый
принимает/любит заповеди.
|
|
17
Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение -
блуждает.
(Прит.10:17)
|
Слушающий
наставление на пути жизни, НО сбился с пути не слушающий укоры.
|
Правильно
слушать укоры/обличения/инструкции.
|
19
При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои - разумен.
(Прит.10:19)
|
Многословному
не миновать беды, а сдерживающий уста – разумен.
|
|
31
Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется.
(Прит.10:31)
|
Праведник
говорит мудрость, а порочный язык отсечется.
|
|
32
Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых - развращенное.
(Прит.10:32)
|
Праведник
знает, что уместно говорить, а нечестивый знает порочное и развращенное.
|
|
11
Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается.
(Прит.11:11)
|
Благословение
праведника созидает город, а слова нечестивых разрушают.
|
|
1
Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот
невежда.
(Прит.12:1)
|
Люби
наставление, а ненавидящий обличение – невежда.
|
|
13
Нечестивый уловляется грехами уст своих; но праведник выйдет из беды.
(Прит.12:13)
|
Праведник
выйдет из беды, а нечестивый поймается своими же словами.
|
Праведник
будет правильно говорить, и это выручит его из беды.
|
14
От плода уст [своих] человек насыщается добром, и воздаяние человеку - по
делам рук его.
(Прит.12:14)
|
Человек
насытится добром от результата своих слов
|
Правильное
общение приносит положительный результат и наоборот.
|
15
Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр.
(Прит.12:15)
|
Глупый
думает, что он абсолютно прав и не прислушивается к советам, но мудрый
слушает
|
Нужно
слушать советы.
|
16
У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление (Прит.12:16)
|
Глупый
проявляет гнев, не медля, а умный скрывает оскорбление (оставляет без
внимания)
|
Не
нужно гневаться на оскорбления.
|
1
Мудрый сын [слушает] наставление отца, а буйный не слушает обличения.
(Прит.13:1)
|
Мудрый
слушает наставление, а буйный/насмешник упреков/обличения не слушает
|
Нужно
слушать наставления/обличения.
|
2
От плода уст [своих] человек вкусит добро, душа же законопреступников - зло.
(Прит.13:2)
|
От
слов/общения своего человек вкусит добро, а коварный/ предательский/
ненадежный/ лживый тяготеет к жестокости
|
Хороший
говорит с заботой/нежностью/мягкостью от этого он надежен, а ненадежный/
лживый жесток.
|
3
Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой
рот, тому беда.
(Прит.13:3)
|
Следящий
за своей речью хранит жизнь свою, а говорящий опрометчиво/ болтун погубит
себя.
|
|
10
От высокомерия происходит раздор, а у советующихся - мудрость.
(Прит.13:10)
|
Гордость/
высокомерие рождает ссоры, а мудрость у советующихся/ кто внимает советам.
|
Нужно
прислушиваться к советам, а не думать слепо, что ты прав.
|
13
Кто пренебрегает словом, тот причиняет вред себе; а кто боится заповеди, тому
воздается.
(Прит.13:13)
|
Не
исполняющий/ пренебрегающий слово/ наставление сам себя губит, а чтущему/
боящемуся/ уважающему/ исполняющему заповеди будет вознагражден.
|
|
3
В устах глупого - бич гордости; уста же мудрых охраняют их.
(Прит.14:3)
|
Глупец
горд и его речь приносит наказание ему же, а речь мудрецов их охраняет
|
При
мудрой речи меньше проблем.
|
23
От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб.
(Прит.14:23)
|
Пустословие
приносит ущерб.
|
|
29
У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость.
(Прит.14:29)
|
Терпеливый
разумен, а гневливый глуп
|
Нужно
быть терпеливым.
|
1
Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость.
(Прит.15:1)
|
Кроткий
ответ отвращает гнев, а оскорбительное/ резкое слово возбуждает ярость.
|
Нужно
давать кроткие ответы.
|
2
Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость.
(Прит.15:2)
|
Мудрый
сообщает доброе знание, а глупый – глупость.
|
|
4
Кроткий язык - древо жизни, но необузданный - сокрушение духа.
(Прит.15:4)
|
Кроткий/
умиротворяющий язык – дерево жизни, а необузданный/ лживый/ извращенный
разрушает/ сокрушает дух
|
Нужно
говорить кротко
|
5
Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот
благоразумен.
(Прит.15:5)
|
Мудрый
принимает наставление, глупый пренебрегает обличение.
|
Нужно
принимать наставление
|
7
Уста мудрых распространяют знание, а сердце глупых не так.
(Прит.15:7)
|
Мудрые
распространяют знание, но глупые так не делают.
|
Нужно
распространять знание.
|
10
Злое наказание - уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет.
(Прит.15:10)
|
Ненавидящий
обличение погибнет.
|
|
18
Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю.
(Прит.15:18)
|
Вспыльчивый/
гневливый возбуждает ссору, а терпеливый угошает/ утишает распрю
|
Надо
быть терпеливым.
|
26
Мерзость пред Господом - помышления злых, слова же непорочных угодны Ему.
(Прит.15:26)
|
Господь
не любит/ гнушается мысли злых, а слова добрых угодны Ему.
|
Нужно
быть добрым
|
28
Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло.
(Прит.15:28)
|
Разум
праведного обдумывает/взвешивает ответ, а нечестивые говорят зло
|
Нужно
взвешивать/ обдумывать свои ответы, не говорить зло.
|
29
Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит.
(Прит.15:29)
|
Господь
далек от злодеев, а молитвы праведных слушает.
|
|
32
Отвергающий наставление нерадеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот
приобретает разум.
(Прит.15:32)
|
Отвергающий
наставление презирает себя самого, а внимающий обличению/ упреку приобретает
разум/ рассудительность
|
Нужно
прислушиваться/ внимать обличениям.
|
24
Приятная речь - сотовый мед, сладка для души и целебна для костей.
(Прит.16:24)
|
Приятные
слова/ речь целебны/ приятны для души и тела
|
Из
заботы о других следует говорить им приятные слова.
|
27
Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий.
(Прит.16:27)
|
Негодяй/
коварный сеет раздор/ зло, речь его, как огонь палящий.
|
|
28
Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей.
(Прит.16:28)
|
Человек
коварный/ лукавый сеет раздор, наушник/ сплетни разлучает друзей
|
Хороший
не должен сплетничать и сеять раздор.
|
32
Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою [лучше] завоевателя города.
(Прит.16:32)
|
Долготерпеливый
лучше храброго (это + к стихам, где говорилось о необходимости быть
терпеливым), владеющий собой лучше завоевателя города (это + к тем стихам,
где говорилось, что гневливые не владеют собой, а мудрые владеют).
|
|
9
Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет
друга.
(Прит.17:9)
|
Прощающий
оскорбление/ прикрывающий проступок ищет любви, а напоминающий о проступке,
удаляет друга
|
Нужно
прощать оскорбления/ прикрывать проступки/ грехи других, чтобы искать для них
любви (видом, надо дать обличения/ совет, но не напоминать о нем снова и
снова).
|
14
Начало ссоры - как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она.
(Прит.17:14)
|
Начало
ссоры, как прорыв воды, остановись прежде, чем разгорелась
|
Если
начинается ссора, ее нужно оставить/ прекратить участвовать прежде, чем она
разгорелась. В самом начале (это похоже на совет Павла своим ученикам не
участвовать в спорах, а держаться от них подальше!)
|
15
Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного - оба мерзость пред
Господом.
(Прит.17:15)
|
Оправдывающий
виноватого и обвиняющий невинного – мерзость для Господа
|
Не
нужно так делать.
|
27
Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен.
(Прит.17:27)
|
Разумный,
воздержан в словах своих, и рассудительный/ благоразумный хладнокровен.
|
Нужно
к этому стремиться.
|
1
Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного.
(Прит.18:1)
|
Своенравный/
отделяющий себя от других отвергает всякое здравое слово
|
Он
не слушает советы
|
2
Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум.
(Прит.18:2)
|
Глупый
не любит знание/ не хочет учиться у других, а он хочет высказать свой ум/
хочет говорить о своих идеях
|
Нужно
слушать других, а не думать, что прав только ты, нужно учиться у других
|
4
Слова уст человеческих - глубокие воды; источник мудрости - струящийся поток.
(Прит.18:4)
|
Слова
мудрого, словно вода из глубокого колодца мудрости
|
Его
слова чистые и прохладные, очень вкусные, приятны – это параллель на тему
приятности слов мудрого.
|
6
Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои.
(Прит.18:6)
|
Глупы
идет на ссору/ его слова приводят к ссоре; его слова причинят несчастье
именно ему.
|
Не
нужно идти на ссору, потому что твои слова причинят несчастье тебе же
|
7
Язык глупого - гибель для него, и уста его - сеть для души его.
(Прит.18:7)
|
Слова
глупого – гибель для него, сеть для души его
|
Не
нужно говорить, как глупый, чтобы не губить себя/ свою душу.
|
8
[Ленивого низлагает страх, а души женоподобные будут голодать.]
(Прит.18:8)
|
Людям
нравятся сплетни, словно вкусная пища
|
Дается
предостережение, говоря, что люди склонны к тому, чтобы любить сплетни.
|
19
Жребий прекращает споры и решает между сильными.
(Прит.18:19)
|
Обиженного
друга тяжелее вернуть, чем завоевать город. Ссоры разделяют, как ворота с
крепким замком
|
Не
нужно ссориться, потому что обиженного друга очень тяжело вернуть, ссора
сильно разделяет.
|
20
Озлобившийся брат [неприступнее] крепкого города, и ссоры подобны запорам
замка.
(Прит.18:20)
|
От
своих слов человек получит физические последствия, результатом/ последствиями
своих слов насытится/ то есть испытает последствия/
|
Зная,
это нужно аккуратно и мудро использовать слова, ведь точно понесем
последствия.
|
11
Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него - быть
снисходительным к проступкам.
(Прит.19:11)
|
Благоразумие
делает медленным на гнев, снисходительным к проступкам/ прощает людей,
которые доставили ему неприятности.
|
Не
нужно торопиться гневаться, нужно прощать людей, которые доставляют тебе
неприятности.
|
3
Честь для человека - отстать от ссоры; а всякий глупец задорен.
(Прит.20:3)
|
Надо
отстать/ прекратить ссориться, только глупец задорен/ любой глупец может
начать спор, поэтому уважай того, кто отказывается спорить
|
Прекращайте
ссору, не будьте глупцами, которые провоцируют ссору, уважайте не желающих
ссориться/ спорить.
|
15
Есть золото и много жемчуга, но драгоценная утварь - уста разумные.
(Прит.20:15)
|
Золото
может сделать человека богатым, но разумная речь человека стоит гораздо
дороже
|
Надо
стремиться к разумной речи, потому что она дороже всего.
|
19
Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; и кто широко раскрывает рот, с
тем не сообщайся.
(Прит.20:19)
|
Кто
сплетничает/ разносит слухи, тот не заслуживает доверия. Не будь другом
болтуну.
|
Не
дружи со сплетником и болтуном. Не будь, соответственно, сплетником и
болтуном.
|
20
Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди
глубокой тьмы.
(Прит.20:20)
|
Злословящего
отца/ мать светильник погаснет
|
Не
злословь родителей.
|
25
Сеть для человека - поспешно давать обет, и после обета обдумывать.
(Прит.20:25)
|
Сеть
– поспешно давать обещания, а после думать
|
Думай
прежде, чем обещать.
|
23
Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою.
(Прит.21:23)
|
Кто
аккуратен в речах, хранит себя
|
Надо
быть аккуратным в общении
|
11
Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах - слово, сказанное прилично.
(Прит.25:11)
|
Нужное
слово, сказанное в подходящее время, словно драгоценность
|
Надо
учиться понимать что и когда говорить.
|
15
Кротостью склоняется к милости вельможа, и мягкий язык переламывает кость.
(Прит.25:15)
|
Кротостью/
спокойным разговором/ можно склонить к милости (заставить изменить мнение)
даже правителя. У кроткой речи своя сила (мягкий язык переламывает кости).
|
Лучше
разговаривать кротко и спокойно.
|
18
Что молот и меч и острая стрела, то человек, произносящий ложное свидетельство
против ближнего своего.
19
Что сломанный зуб и расслабленная нога, то надежда на ненадежного [человека]
в день бедствия.
(Прит.25:18,19)
|
Ложное
свидетельство – плохо, как и надежда на ненадежного человека.
|
Не
лжесвидетельствуй, не полагайся на ненадежного человека.
|
23
Северный ветер производит дождь, а тайный язык - недовольные лица.
(Прит.25:23)
|
Сплетни
производят злобу/ недовольные лица
|
Не
нужно сплетничать
|
11
Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его.
(Прит.29:11)
|
Глупый
сердится очень легко, а мудрый терпелив и держит себя в руках/ глупый гнев
изливает, а мудрый сдерживает его
|
Мудрый
тоже гневается, но сдерживается/ держит себя в руках, чего не делает глупец,
поэтому он глупец.
|
19
Словами не научится раб, потому что, хотя он понимает [их], но не слушается.
(Прит.29:19)
|
Слуга
слушает, но не слушается слов
|
Его
не научить одними словами. Есть ситуации, в которых одними словами не
обойтись.
|
20
Видал ли ты человека опрометчивого в словах своих? на глупого больше надежды,
нежели на него.
(Прит.29:20)
|
Кто
говорит, не подумав/ опрометчив в словах, тот хуже глупца, потому что у того
(глупца) хоть есть надежда.
|
Мы
видим, насколько важно обдумывать свою речь.
|
22
Человек гневливый заводит ссору, и вспыльчивый много грешит.
(Прит.29:22)
|
Сердитый/
гневливый заводит ссору/ причиняет несчастье. Вспыльчивый много грешит.
|
Не
нужно быть вспыльчивым (гневливым).
|
32
Если ты в заносчивости своей сделал глупость и помыслил злое, то [положи]
руку на уста;
33
потому что, как сбивание молока производит масло, толчок в нос производит
кровь, так и возбуждение гнева производит ссору.
(Прит.30:32,33)
|
Если
в заносчивости/ по глупости сделал глупость и помыслил злое, то следи за тем,
что ты говоришь/ закрой рот рукой, потому что возбуждение гнева производит
ссору.
|
0 коммент.:
Отправить комментарий