Ворошиловы Юра и Ника

Молодая семья :) Учимся в Христианском университете КЕХУ. Занимаемся молодежным служением в г.Краснодаре - Молодежным Христианским Движение ПУЛЬС. МОЛИТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА, ЗА НАС.
Если у Вас ЕСТЬ ПОБУЖДЕНИЕ ПОДДЕРЖИВАТЬ НАШЕ СЛУЖЕНИЕ, перейдите по ССЫЛКЕ

23 марта 2012 г.

Делюсь тем, что прочел в книге Дитрих Бонхеффер – Спустя десять лет

Спешу поделиться тем, что прочел за время пути в поезде, думаю, тем кто не читал это ранее, будет очень интересно.

В поезде читал произведение Дитриха Бонхеффера: Дитрих Бонхеффер – Спустя десять лет . Это небольшое, емкое и интересное произведение (ознакомиться с ним можно пройдя по ссылке).

Хочу отметить всего один из разделов "О глупости", который процитирую с подчеркиванием а ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ В СКОБКАХ МОИ КОММЕНТАРИИ) :)

"Глупость - еще более опасный враг добра, чем злоба. Против зла можно протестовать, его можно разоблачить, в крайнем случае его можно пресечь с помощью силы; зло всегда несет в себе зародыш саморазложения, оставляя после себя в человеке по крайней мере неприятный осадок. Против глупости мы беззащитны. Здесь ничего не добиться ни протестами, ни силой; доводы не помогают; фактам, противоречащим собственному суждению, просто не верят - в подобных случаях глупец даже превращается в критика, а если факты неопровержимы, их просто отвергают как ничего не значащую случайность. При этом глупец, в отличие от злодея, абсолютно доволен собой; и даже становится опасен, если в раздражении, которому легко поддается, он переходит в нападение. Здесь причина того, что к глупому человеку подходишь с большой осторожностью, чем к злому. И ни в коем случае нельзя пытаться переубедить глупца разумными доводами, это безнадежно и опасно.

Можем ли мы справиться с глупостью? Для этого необходимо постараться понять ее сущность. Известно, что глупость не столько интеллектуальный, сколько человеческий недостаток. Есть люди чрезвычайно сообразительные и тем не менее глупые, но есть и тяжелодумы, которых можно назвать как угодно, но только не глупыми. С удивлением мы делаем это открытие в определенных ситуациях. При этом не столько создается впечатление, что глупость прирожденный недостаток, сколько приходишь к выводу, что в определенных обстоятельствах люди оглупляются или сами дают себя оглуплять. Мы наблюдаем далее, что замкнутые и одинокие люди подвержены этому недостатку реже, чем склонные к общительности (или обреченные на нее) люди и группы людей. (ВИДИМО, ПОТОМУ ЧТО ПРИВЫКАЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНО ДУМАТЬ). Поэтому глупость представляется скорее социологической, чем психологической проблемой. Она не что иное, как реакция личности на воздействие исторических обстоятельств, побочное психологическое явление в определенной системе внешних отношений. При внимательном рассмотрении оказывается, что любое мощное усиление внешней власти (будь то политической или религиозной) поражает значительную часть людей глупостью. (ЭТО ВООБЩЕ ОЧЕНЬ ЦЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ). Создается впечатление, что это прямо-таки социологический и психологический закон. Власть одних нуждается в глупости других. Процесс заключается не во внезапной деградации или отмирании некоторых (скажем, интеллектуальных) человеческих задатков, а в том, что личность, подавленная зрелищем всесокрушающей власти, лишается внутренней самостоятельности и (более или менее бессознательно) отрекается от поиска собственной позиции в создающейся ситуации. Глупость часто сопровождается упрямством, но это не должно вводить в заблуждение относительно ее несамостоятельности. Общаясь с таким человеком, просто-таки чувствуешь, что говоришь не с ним самим, не с его личностью, а с овладевшими им лозунгами и призывами. Он находится под заклятьем, он ослеплен, он поруган и осквернен в своей собственной сущности. Став теперь безвольным орудием, глупец способен на любое зло и вместе с тем не в силах распознать его как зло. Здесь коренится опасность дьявольского употребления человека во зло, что может навсегда погубить его. (НЕ ЗНАЮ, КАК У ВАС, НО У МЕНЯ, СРЕДИ ПРОЧЕГО, ЧЕТКАЯ АССОЦИАЦИЯ С ВРАЖДОЙ МЕЖДУ КОНФЕССИЯМИ, КОГДА ЛЮДИ, ПОДЧИНИВШИСЬ ВЗГЛЯДАМ, НЕ ПРИНИМАЮТ ВЕРУЮЩИХ ИЗ ДРУГИХ ДЕНОМИНАЦИЙ... И ТАК ДАЛЕЕ).

Но именно здесь становится совершенно ясно, что преодолеть глупость можно не актом поучения, а только актом освобождения. При этом, однако, следует признать, что подлинное внутреннее освобождение в подавляющем большинстве случаев становится возможным только тогда, когда этому предшествует освобождение внешнее; пока этого не произошло, мы должны оставить все попытки воздействовать на глупца убеждением. В этой ситуации вполне очевидна тщетность всех наших усилий постичь, о чем думает "народ" и почему этот вопрос совершенно излишен по отношению к людям, мыслящим и действующим в сознании собственной ответственности. "Начало мудрости - страх Господень" (Пс 110, 10). (КАК РАЗ К ТАКОЙ ЛИЧНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРИЗЫВАЛ ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС, КОГДА ГОВОРИЛ, ЧТО ОДИН У ВАС ОТЕЦ - БОГ, УЧИТЕЛЬ - ХРИСТОС, А ВСЕ ВЫ - БРАТЬЯ). Писание говорит о том, что внутреннее освобождение человека для ответственной жизни перед Богом и есть единственно реальное преодоление глупости. 

Кстати, в этих мыслях о глупости все-таки содержится некоторое утешение: они совершенно не позволяют считать большинство людей глупцами при любых обстоятельствах. В действительности все зависит от того, на что делают ставку правители - на людскую глупость или на внутреннюю самостоятельность и разум людей."

1 комментарий:

  1. (НЕ ЗНАЮ, КАК У ВАС, НО У МЕНЯ, СРЕДИ ПРОЧЕГО, ЧЕТКАЯ АССОЦИАЦИЯ С ВРАЖДОЙ МЕЖДУ КОНФЕССИЯМИ, КОГДА ЛЮДИ, ПОДЧИНИВШИСЬ ВЗГЛЯДАМ, НЕ ПРИНИМАЮТ ВЕРУЮЩИХ ИЗ ДРУГИХ ДЕНОМИНАЦИЙ... И ТАК ДАЛЕЕ).

    еще не дойдя до твоего комментария, словил себя на такой же мысли))) и у меня возникла параллель между глупостью и фанатизмом, выражающимся в конфессиональной исключительности...

    ОтветитьУдалить